Энциклопедия по гормонам человеческого организма

Недавно открытый гормон грелин оказался важным для поддержания нормы глюкозы в крови

В 1999 году был впервые открыт ранее неизвестный пептидный гормон, синтезируемый клетками желудочно-кишечного тракта, который получил название грелин. Это биоактивное белковое соединение принимает участие в метаболических процессах, протекающих в организме, но его свойства до недавнего времени тщательно не изучались. Последнее исследование, проведенное в медицинском центре Техасского Университета, помогло расширить понимание того, какую важную роль играет данный гормон в обеспечении нормальной концентрации глюкозы в крови.

Норма глюкозы в крови

Влияние глюкагона и инсулина

Контроль за уровнем глюкозы, содержащейся в крови, осуществляется в организме такими биологически активными веществами, как инсулин и глюкагон. Нарушения их действия приводит к развитию диабета первого и второго типа. Ученые уже пробовали управлять концентрацией глюкозы при помощи различных способов, предназначенных для нейтрализации или блокирования особых рецепторов этих гормонов. Эксперименты на животных моделях показали, что повышение экспрессии глюкагона следует за возникновением дефицита инсулина, в результате чего в крови и образуется высокий уровень сахара, что обычно называется гипергликемией. Это является основным признаком развития диабета.

В настоящее время разработаны такие методы лечения диабетиков, которые предусматривают применение специальных лекарственных препаратов, блокирующих рецепторы глюкагона. Однако в результате применение подобной терапии возникает побочный нежелательный эффект, который заключается в том, что у больного слишком сильно снижается количество глюкозы в крови и может развиться тяжелая гипогликемия.

Симптомы гипогликемии

Эксперименты с «грелином»

В ходе недавнего исследования американские ученые провели серию экспериментов на лабораторных мышах, в которых удалось обнаружить, что подавление действия грелина также вызывает резкое и опасное падение уровня сахара в составе крови. Более скрупулезное изучение свойств этого пептидного гормона показало, что он способен защищать организм от возникновения гипогликемии.

Роль грелина в метаболических процессах, необходимых для контроля за концентрацией глюкозы в крови, дает возможность создания таких технологий лечения диабета, которые будут не только высокоэффективным в борьбе с заболеванием, но и позволят избежать развития побочных нарушений в работе эндокринной системы в организме пациента.

Информация о научном достижении исследователей из американского университета появилась в последнем номере журнала Diabetes.