Энциклопедия по гормонам человеческого организма

Неправильное распределение серотонина в мозге приводит к психическим заболеваниям

Нервные клетки головного мозга выделяют особый нейромодулятор серотонин, который часто называют гормоном удовольствия. Данное биоактивное вещество играет важную роль во многих процессах, протекающих в организме. Известно, что серотонин обеспечивает эффективную работу нейронов, участвует в регуляции артериального давления и температуры тела, оказывает влияние на функции почек и дыхательной системы. Следствием дефицита этого гормона в организме являются нарушение метаболических процессов, снижение иммунитета, возникновение различных аллергических реакций, хроническая бессонница и многие другие негативные явления, ухудшающие здоровье человека. Недостаточная выработка серотонина часто становиться причиной развития шизофрении, аутизма и еще ряда серьезных психических расстройств.

Шизофрения

Недавнее исследование, проведенное в Колумбийском университете, позволило выявить ранее неизвестный фактор влияния данного нейромедиатора на возникновение всех вышеперечисленных негативных изменений в организме.

Исследование и результаты

Ученые проводили серию экспериментов на лабораторных мышах с целью изучения взаимодействия рецепторов их обонятельной системы с группой нейронов, отвечающих за выделение серотонина, которое происходит в процессе обеспечения полноценного прохождения соответствующих нервных импульсов в кору головного мозга. В результате этой работы выяснилось, что правильное функционирование обоняния зависит от особого кластера генов, которые служат для «маркирования» каждого отдельного нейрона. Эта идентификационная система нейронов необходима для того, чтобы равномерно распределить серотонин в головном мозге. Когда экспрессия таких маркерных генов была подавлена при помощи специальных методов генной инженерии, то подопытные животные не только перестали воспринимать обонятельную информацию, но у них изменились и поведенческие реакции. Невозможность правильного распределения вышеуказанного гормона между нейронами в головном мозге привело к запутыванию и слипанию их аксонов. Такой дисбаланс серотонина привел к появлению у мышей классических признаков депрессии и неадекватного поведения при какой-либо опасности.

Больная крыса

Исследователи сделали вывод о том, что производство и поглощение серотонина в различных группах нейронов головного мозга должно быть четко упорядочено. Нарушение в распределении этого нейромедиатора между нервными клетками может стать причиной развития у человека биполярного расстройства, шизофрении или тяжелого депрессивного синдрома. Ученые продолжат изучение влияния отдельных генов и гормонов на психическое и физиологическое здоровье людей. Это поможет разработать новые эффективные методы лечения многих расстройств, которые раньше не связывали с возникновением
гормонального дисбаланса.

Сообщение о результатах данной научно-исследовательской работы опубликовано в журнале Science.